Мозаика относится
к одному из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика
(от французского mosaigue или итальянского mosaico - буквально: "посвященное
музам") - изображение, выполненное из однородных или различных по
материалу частей. В зависимости от техники исполнения и художественных
особенностей различают следующие виды мозаики из камня: александрийскую,
римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская.
Флорентийская мозаика - создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков, и геометрических форм. Все элементы мозаичного набора, вырезанные из тонких пластинок, точно подгоняются друг к другу. Отличительной особенностью флорентийской мозаики является тщательная без швов подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. Такая работа отнимает много времени. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитываются декоративные возможности имеющихся в наличии камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра. Часто сам камень подсказывает сюжеты мозаичной композиции. При этом мастер умело использует все особенности отдельных камней, каждый раз добиваясь желаемого эффекта.
Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств - они вечны во времени, так как каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Историограф итальянского искусства эпохи Возрождения Визари указывал: "Достойная мозаика должна отличаться ясностью в своем построении, в тенях плавностью переходов между разными оттенками темного. Выполнятся она должна, с величайшим расчетом на большее расстояние для глаза, так чтобы казалась картиной, а не инкрустацией".
Флорентийской она названа потому, что мастера Флоренции первыми стали применять естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. Красота текстурного камня и окраски поделочных камней привлекала художников всех стран. Во Флоренции в 16 веке появились мастерские, изготовлявшие мозаичные наборы для украшения мебели. Лучшая мастерская принадлежала семье Медичи. Использовался в основном мрамор, отличающийся разнообразием рисунка и окраски. К концу XVI в. была выработана та особая техника мозаики, которая за свою долгую историю не претерпела почти никаких изменений.
В России первые мозаичные работы были созданы в XVIII в. Уникальным классическим примером флорентийской мозаики, выполненной русскими мастерами Петергофской гранильной фабрики и хранящейся в Государственном Эрмитаже, является панно "Тропический лес" по эскизам художника Генри Дассона (1884-1888 гг.). Для фона мозаики выбран кахолонг и другие разновидности халцедона. Для изображения тропической растительности послужили различные зеленые яшмы, синих цветов - бадахшанский лазурит, розовых цветов - опал, стволов пальм - окаменелое дерево, попугая - красная и зеленая яшмы… Поразителен искусный подбор переходов камня по тональности. Мозаика воспринимается как великолепная живопись, созданная не красками, а палитрой цветного камня. Искусство флорентийской мозаики не умерло и сейчас.
Флорентийская мозаика - создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков, и геометрических форм. Все элементы мозаичного набора, вырезанные из тонких пластинок, точно подгоняются друг к другу. Отличительной особенностью флорентийской мозаики является тщательная без швов подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. Такая работа отнимает много времени. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитываются декоративные возможности имеющихся в наличии камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра. Часто сам камень подсказывает сюжеты мозаичной композиции. При этом мастер умело использует все особенности отдельных камней, каждый раз добиваясь желаемого эффекта.
Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств - они вечны во времени, так как каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Историограф итальянского искусства эпохи Возрождения Визари указывал: "Достойная мозаика должна отличаться ясностью в своем построении, в тенях плавностью переходов между разными оттенками темного. Выполнятся она должна, с величайшим расчетом на большее расстояние для глаза, так чтобы казалась картиной, а не инкрустацией".
Флорентийской она названа потому, что мастера Флоренции первыми стали применять естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. Красота текстурного камня и окраски поделочных камней привлекала художников всех стран. Во Флоренции в 16 веке появились мастерские, изготовлявшие мозаичные наборы для украшения мебели. Лучшая мастерская принадлежала семье Медичи. Использовался в основном мрамор, отличающийся разнообразием рисунка и окраски. К концу XVI в. была выработана та особая техника мозаики, которая за свою долгую историю не претерпела почти никаких изменений.
В России первые мозаичные работы были созданы в XVIII в. Уникальным классическим примером флорентийской мозаики, выполненной русскими мастерами Петергофской гранильной фабрики и хранящейся в Государственном Эрмитаже, является панно "Тропический лес" по эскизам художника Генри Дассона (1884-1888 гг.). Для фона мозаики выбран кахолонг и другие разновидности халцедона. Для изображения тропической растительности послужили различные зеленые яшмы, синих цветов - бадахшанский лазурит, розовых цветов - опал, стволов пальм - окаменелое дерево, попугая - красная и зеленая яшмы… Поразителен искусный подбор переходов камня по тональности. Мозаика воспринимается как великолепная живопись, созданная не красками, а палитрой цветного камня. Искусство флорентийской мозаики не умерло и сейчас.